Санкт-Петербургский гарнизонный военный суд отклонил жалобу свидетеля по «пензенскому делу» Ильи Капустина на отказ Следственного комитета возбудить уголовное дело о пытках его электрошокером во время допроса сотрудниками ФСБ.
17 июля 2018 Санкт-Петербургский гарнизонный военный суд рассмотрел жалобу Дмитрия Герасимова, адвоката промышленного альпиниста Ильи Капустина, на отказ военного следователя Сергея Валентова в возбуждении уголовного дела по заявлению о пытках на допросе в УФСБ по Санкт-Петербургу.
Илью Капустина допрашивали сотрудники петербургского Управления ФСБ в ночь с 25 января на 26 января 2018 года в качестве свидетеля по так называемому делу «Сети» или «пензенскому делу», или «делу антифашистов». По версии управлений ФСБ Пензы и Петербурга, так якобы называется сообщество анархистов и антифашистов, которые якобы готовили в России беспорядки во время президентских выборов и мундиаля. На Капустина напали на улице в 21:30 пятеро человек и начали избивать ногами, затем три часа пытали электрошокером в машине. К утру привезли в квартиру, где он проживал вместе с другом, для проведения обыска.
Случай Ильи Капустина уникален: он единственный свидетель, которому удалось сразу же, буквально в тот же день, документально зафиксировать многочисленные следы электрошокера и побоев на своем теле. Оставшись на свободе после допроса в ФСБ, Капустин сумел найти адвоката Дмитрия Герасимова (сотрудничает с ПО «Зона права», известен несколькими делами по применению пыток спецслужбами) и грамотно зафиксировать все травмы. Адвокат Герасимов сфотографировал следы электрошокера, произвел адвокатский опрос Капустина, направил его в судебно-медицинскую экспертизу, к врачам-специалистам и на МРТ. После этих процедур Капустин подал заявление в Следственный комитет, затем покинул Россию и попросил политического убежища в Финляндии. Врачи в Финляндии также зафиксировали у него следы ожогов от электрошокера, но их справки не релевантны для российского следствия и суда.
20 апреля 2018 следователь по особо важным делам Военно-следственного отдела ВСУ Следственного Комитета России по Санкт-Петербургскому гарнизону Западного военного округа, капитан юстиции Сергей Сергеевич Валентов в возбуждении уголовного дела по факту пыток, примененных к Илье Капустину сотрудниками УФСБ, отказал. Электрошокер применялся сотрудниками ФСБ, когда Капустин, по их мнению, собирался бежать, а следы травм на животе, в паху и бедрах у молодого человека появились, предположительно, в результате «укусов насекомых». Этот отказ и обжаловал адвокат Ильи Капустина Дмитрий Герасимов.
Дело в гарнизонном военном суде Петербурга рассматривал судья Родюков Андрей Викторович при участии заместителя начальника отдела надзора за исполнением законов органами федеральной безопасности Военной Прокуратуры Западного военного округа, подполковника юстиции Зайцева Игоря Анатольевича. Управление ФСБ по Петербургу и Ленобласти своего представителя в суд не направило и попросило рассмотреть дело без его участия.
Первое заседание по жалобе адвоката Ильи Капустина состоялось 9 июня 2018: следователь Сергей Валентов попросил суд отложить рассмотрение жалобы и пообещал представить дополнительные документы.
Сегодня выяснилось, что дополнительно в июне следователь Валентов запросил у ФСБ документы, обосновывающие произведенный в январе допрос Ильи Капустина: повестку на этот допрос и постановление о приводе Ильи Капустина к следователю в связи с необходимостью его допроса. Во втором документе говорится о том, что УФСБ Пензы «поручило» петербургским коллегам провести вызов Ильи Капустина и его опрос по уголовному делу «террористической направленности» и произвести в случае необходимости иные действия. Адвокат Дмитрий Герасимов возразил против приобщения этих документов к делу: составлены они явно задним числом, появились через полгода после события и в материалах весенней проверки следователя Валентова не фигурируют. Судья Андрей Родюков оба документа к делу приобщил: все же «на них стоит гербовая печать». Сам Илья Капустин подтвердил Когита!ру, что был «насильственно доставлен в УФСБ»:
«Сегодня нашлась где-то некая повестка, которая якобы мне была отправлена и обосновывает справедливость доставления меня на допрос. Вот только не приходила мне никакая повестка ни по месту прописки, ни по месту фактического проживания».
Затем следователь Сергей Валентов представил свои возражения на жалобу адвоката Дмитрия Герасимова. Начал он с того, что в своем заявлении в Следственный комитет о применении пыток Илья Капустин не возражал против порядка его доставления на допрос. У самого Валентова не было возможности вызвать заявителя на опрос и удостовериться в наличии повреждений на его теле, поскольку тот покинул пределы РФ. В связи с этим вообще невозможно установить, когда именно появились повреждения, до следственных действий или после них.
В этот момент судья Родюков прервал выступление следователя. Ему показалось, что слушатель на третьем ряду проявляет неуважение к суду, «копаясь в своем телефоне».
– Я журналист, я записываю – возразил корреспондент «Новой газеты» Сергей Сатановский.
– Произвести опрос Капустина по видеосвязи или поручить адвокату составить акт опроса следствие не может: по УПК Капустин должен лично присутствовать на следственном действии и подписать протокол – продолжил читать свои возражения следователь Валентов. Наконец, кроме священной коровы любого следователя – 38-й статьи УПК РФ – у ФСБ есть статьи 14.5 и 14.6 Федерального закона от 03.04.1995 N 40-ФЗ «О ФСБ», по которым «военнослужащие органов Федеральной службы безопасности имеют право лично или в составе подразделения (группы) применять специальные средства» и «физическую силу», доставлять на допрос без повестки и многое другое, если в деле предполагается «террористическая направленность». Следователь Валентов упомянул, что сам он не вправе запрашивать видеозапись следственных действий, производимых УФСБ в отношении Капустина, и напомнил судье Родюкову, что тот не может давать оценку полноте материалов следственной проверки. Говоря о медицинских документах, Валентов сослался на опрос врача травмпункта ГП № 3 Василеостровского района Петербурга Саидова, произведенный в марте этого года. Дело в том, что 26 января 2018 врач Саидов выдал справку Илье Капустину о многочисленных ушибах мягких тканей лица, плечевых суставов и грудной клетки, а также многочисленных поверхностных электроожогах от электрошокера на правой стороне живота, бедер, паховой области и других местах тела, а также линейные кровоподтеки обоих лучезапястных суставов. А в марте, на допросе в ФСБ этот врач сказал, что уже не уверен и не исключает, что могли быть и укусы насекомых. Заключение врача СПб ГБУЗ «Бюро судебно-медицинской экспертизы» Корякиной В.А. от 29 января 2018, подтверждающее полученные травмы и описывающее их на профессиональном экспертном уровне, в своих возражениях следователь Валентов не упоминал.
Адвокат Дмитрий Герасимов дополнительно представил суду акт опроса Олега Головина, друга Ильи Капустина, с которым они вместе проживали в одной квартире в Петербурге с января 2018 года. Олег был дома в тот момент, когда избитого Илью привезли для проведения обыска, он первым увидел следы ожогов от электрошокера на теле соседа и друга. Олег Головин неоднократно публично рассказывал об этом на митинге в Овсянниковском саду, в спектакле Театра.Doc. Опрос адвоката состоялся вчера, 16 июля 2018. Олег Головин описал то, что увидел на теле Ильи Капустина после допроса в ФСБ, рано утром 26 января и подтвердил, что может сказать об этом суду. Прокурор Зайцев возражал против приобщения акта опроса к материалам дела. Следователь Валентов заявил, что Головин описывает ситуацию со слов Капустина через полгода после события, при этом самого Головина допрашивали следователи ФСБ 26 января, и он не сообщил ничего нового – собственно ФСБ не отрицает применения электрошокера при следственных действиях в отношении Капустина, но возражать против приобщения акта к делу не стал. Судья Родюков приобщил свидетельство Головина к делу «ради объективности процесса».
После часового совещания судья Родюков вынес решение об отказе в жалобе, фактически повторив аргументы следователя Валентова и не найдя в его действиях нарушения закона. Акт опроса Олега Головина судья отверг как не имеющий значения для принятия решения по жалобе. Читал это решение судья Родюков специальной тихой скороговоркой, будто стесняясь. Где этому обучают судей? – переговаривались между собой журналисты. – Какой смысл в речи, которой не слышно?
Адвокат Дмитрий Герасимов сказал Когита!ру, что это решение будет оспорено сначала в Окружном суде Западного военного округа, затем в ЕСПЧ. Кроме того его доверитель намерен обратиться в Комитет против пыток ООН. «Что прежде всего важно для Ильи Капустина? Вчера электрошокером пытали его, завтра могут прийти ко мне, а послезавтра – к вам» – сказал адвокат Герасимов.
***
После заседания журналисты и участники процесса дожидались в зале №1 распечаток решения судьи Родякова. Гарнизонный суд внешне заметно отличается своим либерализмом: прокурор отказывается от комментариев с улыбкой, всех участников процесса можно спокойно фотографировать, судебные приставы физически отсутствуют. Адвокат Дмитрий Герасимов рассказал о деле, которое принял к рассмотрению Невский суд Петербурга. Оно возбуждено в отношении семерых сотрудников полиции, которые в своем отделе в пьяном виде пытали охранника букмекерской конторы по подозрению в скупке краденного (Герасимов представляет его интересы). «Все находятся под арестом, кстати, арестованы ФСБ» – закончил адвокат, глядя на следователя Валентова и прокурора Зайцева. «То есть в полиции, в отличие от ФСБ, сегодня пытать все же нельзя» – сказала я. «Выходит, что так» – ответил адвокат. Прокурор Зайцев молча улыбался.
***
По мнению Ильи Капустина, в гарнизонном суде «не произошло ничего удивительного». «Судья Родюков А.В. просто отмахнулся от фактов, заявив, что не в его компетенции исследовать материалы, ни те, которые были проигнорированы следователем СК ВСУ Валентовым С.С., ни представленные ему дополнительно, и раз следователь решил, что дела не будет, то дела не будет. Но какой смысл тогда в судебной системе, я не понимаю? Судьёй проигнорированы показания человека, проживающего в то время со мной в одной квартире. Он подтвердил, что не видел у меня на теле следы от электрошокера или похожие на них до допроса фсбшников, но подтвердил, что я показал их ему сразу, как фсбшники ушли. Какая мелочь, особенно если учитывать, что следователь Валентов С.С. отказался возбуждать дело, сославшись на то, что ожоги я мог получить уже после ухода фсбшников. Очевидно, что судья, как только может, пытается выгородить следователя СК ВСУ и не желает учитывать доказательства обоснованности возбуждения уголовного дела против сотрудников ФСБ. Мы, конечно, будем подавать апелляцию в вышестоящие инстанции» – написал Илья Капустин в ответ на просьбу Когита!ру прокомментировать решение гарнизонного суда по жалобе его адвоката.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: