Мать одного из фигурантов дела «Сети» Юлия Бояршинова только на третий день после исчезновения сына узнала, что молодого человека этапируют в Пензу для следственных действий. Всех троих петербургских обвиняемых по нашумевшему засекреченному делу увезли из города 20 июля. Долгое время ни родственники, ни адвокаты, ни члены Общественной наблюдательной комиссии не могли узнать, куда и как доставляют арестантов.
Пропавший сын
20 июля художница Татьяна Копылова приехала в Горелово, чтобы передать лекарства своему сыну, 27-летнему Юлию Бояршинову, содержащемуся в СИЗО №6 по делу о «террористическом сообществе «Сеть», которое, по версии ФСБ, планировало свержение государственной власти в России. В гореловском следственном изоляторе отбывает арест еще один петербургский фигурант дела, 24-летний Виктор Филинков.
Татьяна Копылова последние месяцы добивалась возможности перевести сына из переполненной камеры в другую, поближе к Филинкову. В очередной раз приехав в СИЗО, она пришла на разговор к начальнику изолятора Николаю Пейголайнену. Тот сообщил женщине обнадеживающую информацию: ее сына перевели в новую камеру.
Долго радоваться этому не пришлось. Через несколько минут в бюро передач у нее отказались принимать лекарства, сообщив, что Бояршинова этапировали из изолятора. Куда конкретно — не объяснили. Узнать это у Пейголайнена тоже не получилось, женщине сказали, что он уже ушел.
Разобраться в ситуации попробовали члены петербургской Общественной наблюдательной комиссии. Они обратились за разъяснениями к помощнику начальника УФСИН по Петербургу и Ленобласти Елене Кузнецовой. Та заявила, что Бояршинов и Филинков остаются в СИЗО №6. Отказ принять у матери передачку Кузнецова объяснила «следственными действиями».
Посетить СИЗО №6 в Горелово участники городского ОНК не смогли, так как изолятор находится на территории другого субъекта Российской Федерации: Ленинградской области. На следующий день, 21 июля, члены областной наблюдательной комиссии Анна Оснач и Ксения Череповская приехали в гореловское СИЗО и убедились, что ни Бояршинова, ни Филинкова там нет.
— Администрация учреждения сообщила, что они убыли 20 июля. Дополнительную информацию членам ОНК обещали предоставить по письменному запросу, оставленному в день визита. Сведений о прохождении медицинской комиссии перед этапированием у членов ОНК нет, — прокомментировала ЗАКС.Ру Ксения Череповская.
В то же время член петербургского ОНК Екатерина Косаревская узнала об этапировании 26-летнего Игоря Шишкина, третьего арестованного по делу «Сети». Начальство СИЗО-4, в котором содержался Шишкин, сообщило, что его увезли утром 20 июля. Место назначения чиновники УФСИН опять-таки предпочли не уточнять. По словам коллеги Косаревской Яны Теплицкой, известно, что Шишкина этапировали по постановлению следователя.
«В рамках закона»
Этап петербуржцев в Пензу, где под стражей находится 7 местных предполагаемых участников так называемой «Сети» не был неожиданностью для всех, кто следил за событиями вокруг засекреченного дела. О планах до конца лета перевезти в Пензу Виктора Филинкова и Юлия Бояршинова для проведения следственных действий 16 июля писало «ОВД-Инфо«, ссылаясь на информацию от жены Филинкова Александры.
Но то, как это было осуществлено – фактически тайком от родных и адвокатов, с дезинформацией от помощника начальника местного УФСИН – насторожило близких арестантов. В понедельник, 23 июля, мама Бояршинова Татьяна Копылова пришла к замначальника УФСИН по Петербургу и Ленобласти, курирующему подразделения конвоирования Сергею Черняеву, чтобы узнать, что происходит с Юлием.
— Я спросила, где мой сын. Сказала, что у нас есть ориентировочные сведения, что его увезли в Пензу. Но там его уже должны были встретить, если его везли на машине. Его поездом повезли? Черняев сказал, что сейчас уточнит и попросил выйти из кабинета. Он куда-то позвонил и ему сказали, что Юлик едет на поезде. Я спросила, сколько вообще едет поезд? Он сказал, что не раньше пятницы его надо ждать в Пензе, — пересказала разговор с замначальника УФСИН мама арестанта.
Более конкретных данных руководитель не сообщил. По словам матери Бояршинова, Черняев только несколько раз заверил, что «все будет в рамках закона».
Угрозы и пытки
Дело «Сети» получило общественный резонанс благодаря заявлениям его фигурантов о пытках со стороны сотрудников ФСБ. Заявления сделали сразу несколько человек. Первым был Виктор Филинков. После того как он, а также Илья Капустин, проходящий по делу свидетелем, сообщили адвокатам, что в конце января 2018 года их пытали с применением электрошокеров, а участницы ОНК рассказали общественности о следах побоев, зафиксированных на телах Филинкова и Шишкина, стали известно и о пытках током пензенцев Дмитрия Пчелинцева и Ильи Шакурского, задержанных еще в октябре 2017 года.
В отличие от петербуржцев, фигуранты из Пензы не получали от местной Общественной наблюдательной комиссии должной поддержки. Член ОНК по Пензенской области Евгений Пучков даже выступил в скандальном выпуске «Опасная сеть» программы «ЧП.Расследование» телеканала НТВ, обвинив в некомпетентности правозащитника Льва Пономарева, поддержавшего фигурантов дела и их близких. Помимо Пучкова экспертами в этой программе были не справившийся со своей работой бывший адвокат одного из задержанных, блогеры и доктор военных наук.
Член петербургской ОНК Яна Теплицкая призналась ЗАКС.Ру, что скептически относится к работе пензенских коллег и связи с ними не поддерживает.
— Насколько я понимаю, в Пензе ОНК не сильно отличается от прокуратуры и ФСИН. Это те люди, которые ходили к Дмитрию Пчелинцеву, когда на нем были следы пыток, но не зафиксировали их. Написали, что у них нет жалоб, — объяснила Теплицкая.
Сам Пчелинцев меньше месяца назад тоже был этапирован из Пензы в Петербург. Его везли не на поезде, а в автомобиле ФСБ и, как и в случае с петербуржцами, долго было непонятно куда именно. Екатерина Косаревская и Яна Теплицкая обнаружили его в изоляторе временного содержания на Захарьевской улице. Пчелинцев был приятно удивлен условиями содержания и «нормальной едой» в изоляторе.
Судебные заседания по делу «Сети» проходят за закрытыми дверями, все материалы дела засекречены. Но все же некоторые сведения, связанные с этой историей, просачиваются в СМИ. Среди них – дневники Виктора Филинкова, которые публикует «Медиазона«. В одной из глав Виктор Филинков рассказывал, что вскоре после задержания сотрудники ФСБ угрожали ему поездкой «в другой регион РФ» в автомобиле «со спецами», если он откажется от дачи нужных показаний.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: