Обвиняемые непричастны к террористической деятельности, а уголовное дело против них сфабриковано и основано на показаниях, данных после жестоких пыток
Правозащитный центр (ПЦ) «Мемориал», согласно международному руководству по определению понятия «политический заключённый», признаёт Юлия Бояршинова и Виктора Филинкова политическими заключёнными. Мы требуем их немедленного освобождения и прекращения их уголовного преследования по делу о якобы участии в террористическом сообществе.
- Антифашистам из Санкт-Петербурга Юлий Бояршинов и Виктор Филинков предъявлено обвинение по ч.2 ст.205.4 УК РФ («Участие в террористическом сообществе», до десяти лет лишения свободы) из-за их якобы членства во организации «Сеть», запрещённой и объявленной террористической 8 апреля 2019 года. По версии следствия, организация является террористическим анархистским объединением. Бояршинов также обвиняется по ч. 1 ст. 222.1 УК РФ («Незаконное хранение взрывчатых веществ», до пяти лет лишения свободы). Бояршинов и Филинков находятся под стражей с 21 и 23 января 2018 года, соответственно.
- Преследование петербургских антифашистов с самого начала происходило на фоне постоянных скандалов и обвинений в пытках, сопровождающих деятельность управление ФСБ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области. Члены Общественно-наблюдательной комиссии Санкт-Петербурга Яна Теплицкая и Екатерина Косаревская задокументировали многочисленные факты грубейших нарушений прав человека со стороны управления. В частности, пытки в отношении Виктора Филинкова, Юлия Бояршинова и третьего фигуранта уголовного дела Игоря Шишкина. В качестве одной из жертв также указан Павел Зломнов, он был признан «Мемориалом» политзаключённым. Точно так же подробно описаны те формы давления, которым уже после задержания подверглись Бояршинов и Филинков в СИЗО № 6 «Горелово», имеющего репутацию «пыточного». О жестоких пытках говорили и практически все обвиняемые по пензенскому делу запрещённой «Сети».
- Несмотря на то, что действия обвиняемых искусственно подгонялись под «террористические» определения, можно говорить о полном отсутствии общественной опасности в действиях Бояршинова и Филинкова, связанных с участием в сообществе, объявленном террористическим. Признания в создании такого сообщества или в участии в нём были, судя по всем известным сведениям, получены следствием с применением пыток, что с юридической точки зрения делает их недопустимым доказательством.
- Фигурантов дела в принципе не обвиняют в каких-то насильственных или террористических действиях или в попытке их совершения. В числе преступлений, которые якобы собирались совершать участники «террористического» сообщества (перечислены в обвинительном заключении), отсутствуют предусмотренные ст. 205 УК РФ («Террористический акт»). Защита Филинкова особо отмечает, что после его задержания ФСБ утверждала, что участники «Сети» готовили теракты на Чемпионате мира по футболу летом 2018 года, однако, в окончательном обвинении все упоминания этого исчезли.
- Признавший вину Юлий Бояршинов подчёркивает, что целью тренировок и объединения в рамках «Сети» была именно самооборона в случае нападения радикальных националистов во время возможных беспорядков, а не подготовка захвата каких-либо зданий или т. п. Обвинение Бояршинова в хранении 403,9 граммов дымного пороха не имеет никакого отношения к обвинению в участии в якобы «террористическом» сообществе: следствие, при всей пристрастности, не пытается инкриминировать Бояршинову попытки использования этого пороха для осуществления терактов. Виктор Филинков же, судя по имеющимся материалам дела, включая и показания Бояршинова на суде, вообще имел минимальное отношение к данному объединению и был привлечён к уголовной ответственности только из-за общения с частью обвиняемых и участия его жены в некоторых собраниях, на которых он не был.
- Политический мотив преследования петербургских антифашистов, являющегося частью непрекращающихся репрессий против анархистов и антифашистов, резко усилившихся в 2017–2018 годах, очевиден. Органы государственной власти культивируют образ анархистов, представляющих общественную опасность, причастных к терроризму и к попыткам дестабилизации общественно-политической сферы. Задержанных анархистов при этом рутинно и практически неприкрыто пытают. Одновременно с этим происходит подавление всякой несистемной, неформальной самоорганизации, особенно молодёжной.
- В связи с полным признанием вины и невозможностью ознакомиться с материалами дела, ПЦ «Мемориал» на данный момент не может признать политзаключённым третьего фигуранта дела Игоря Шишкина. Тем не менее, с большой долей уверенности можно говорить и о его полной или частичной невиновности, а также о том, что во время предварительного следствия к нему применялись пытки. Мы считаем, что дело Шишкина должно быть пересмотрено, а обвиняемых в членстве в «Сети» в Пензе — объективно расследовано при условии привлечения к уголовной ответственности всех силовиков, причастных к пыткам обвиняемых.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: