В Санкт-Петербурге, несмотря на пандемию, возобновился резонансный процесс по делу о запрещенном в России сообществе «Сеть». Его членами ФСБ и прокуратура считают Виктора Филинкова и Юлиана Бояршинова. Подсудимых привезли из СИЗО без масок, их родственников и журналистов в суд не пустили.
Дело программиста Виктора Филинкова и промышленного альпиниста Юлия Бояршинова рассматривается в Петербурге уже второй год, выездные заседания ведут с перерывами судьи 2-го Западного окружного военного суда из Москвы во главе с Романом Мурановым.
Подсудимых обвиняют в том, что они состояли в запрещенном на территории России террористическом сообществе «Сеть».
В феврале на процесс в небольшой зал суда не пустили более сотни журналистов и представителей общественности, после чего московские судьи объявили перерыв, пообещав обеспечить условия для присутствия прессы.
Но в марте слушания пришлось отложить из-за пандемии.
Возобновить их московские судьи неожиданно решили до отмены в Петербурге карантинных мер, из-за которых суды в городе рассматривают лишь безотлагательные уголовные дела без доступа слушателей. В Москве в здание того же суда их тоже не пускают. Безотлагательность в основном связана с избранием или истекающими сроками меры пресечения, но в деле «Сети» этой проблемы нет.
При этом подсудимых, в том числе Виктора Филинкова, у которого в СИЗО обострился ряд заболеваний, сегодня, 25 мая, привезли в суд и держали с 9 до 14 часов без масок и перчаток (их им предоставил суд по требованию защиты после начала заседания), поместив вдвоем в стеклянный аквариум. Родителей Юлия Бояршинова и около 30 прибывших на заседание журналистов в здание суда не пустили.
Адвокат Виктора Филинкова Виталий Черкасов считает проведение слушаний фактически в закрытом режиме «грубым нарушением принципа гласности и открытости судопроизводства». Он и общественный защитник Евгения Кулакова просили суд отложить заседание до отмены режима карантина или обеспечить онлайн-трансляцию из зала суда. Суд ходатайства отклонил, но разрешил защите самостоятельно вести трансляцию.
На вопрос Би-би-си, почему cудом не обеспечивается при этом гласность правосудия, пресс-секретарь военного суда Ирина Жирнова заявила: «Если в целом сейчас эпидемия, какую гласность вы хотите? Вы что думаете, без вас судья не сможет рассмотреть дело?»
«Чего вы так мечтаете попасть на это рядовое заседание, господи боже!» — удивилась она.
Почему возобновили процесс
Причины возобновления этого громкого процесса во время пандемии пресс-секретарь московского военного суда объяснила Би-би-си так: «Потому что нас обязали рассматривать».
Она сослалась на письмо от директора судебного департамента при Верховном суде Александра Гусева, который предлагал после завершения нерабочих дней 12 мая возобновить работу судов в полном объеме. Русская служба Би-би-си писала, что письмо не является для судов обязательным — его игнорируют, в частности, Мосгорсуд и все петербургские суды, сохраняя карантинный режим.
При этом сами военные судьи в Москве сейчас рассматривают исключительно «единичные дела по видеоконференцсвязи», рассказала Жирнова. По ее словам, ФСИН на прошлой неделе уведомил суд об отказе до 17 июня доставлять подсудимых в суд из столичных СИЗО, именно поэтому судьи «поехали по командировкам».
В московских СИЗО ФСИН запретила вывозить содержащихся под стражей заключенных на судебные и следственные действия. Но уже после введения особого режима ряд подследственных все же привозили в суды, подтвердила Би-би-си пресс-секретарь Мосгорсуда Ульяна Солопова.
Фактический карантин введен и в санкт-петербургских «Крестах», сказали Би-би-си в Объединенной пресс-службе судов Санкт-Петербурга. Виктор Филинков и Юлий Бояршинов содержатся в СИЗО-3 (бывший изолятор ФСБ) рядом со зданием ФСБ в центре города. В этом СИЗО зараженных коронавирусом нет. Администрация СИЗО уже предупредила защиту подсудимых, что в случае выезда из здания изолятора их посадят на 20-дневный карантин.
Би-би-си отправила запрос во ФСИН о мерах безопасности при доставке подсудимых и режиме работы в условиях пандемии СИЗО Москвы и Петербурга, в том числе изолятора, в котором находятся Филинков и Бояршинов.
Что происходило в суде
Сегодня в суд, кроме участников процесса, вызвали трех экспертов, чьи выводы были обнародованы еще в феврале. Они подтвердили результаты экспертизы файлов, обнаруженных на жестких дисках и ноутбуках фигурантов другого — пензенского — дела «Сети», которым уже вынесен обвинительный приговор.
На исследование были направлены тексты, которые обвинение считает уставным документом «Сети» и протоколом съезда сообщества. О наличии учредительных документов «Сети» заявлял, ссылаясь на предоставленную ему справку, Владимир Путин на встрече с президентским советом по правам человека в 2018 году. Эксперты подтвердили свои выводы о том, что тексты представляют собой разрозненные черновые записи и переписку по интернету. Защита считает это доказательством невиновности подсудимых.
Завтра в суде начнут представлять доказательства защиты. Суд отвел на это два дня и назначил на четверг финальный допрос подсудимых. Адвокат Черкасов попросил больше времени, чтобы успеть допросить специалистов и свидетелей, в том числе иногородних. Суд ему отказал.
Почему дело «Сети» затянулось
По версии обвинения, Виктор Филинков и Юлий Бояршинов входили в петербургские ячейки «межрегионального террористического сообщества анархистского толка с условным наименованием «Сеть», созданного не позже 2015 года для «свержения власти». «Сеть» объединяла активистов в Пензе и Санкт-Петербурге, ячейку в Москве и одного участника из Беларуси.
Процесс в Петербурге активизировался после того, как 10 февраля Приволжский окружной военный суд вынес обвинительный приговор семерым обвиняемым по делу о создании террористического сообщества «Сеть» в Пензе. Молодые люди получили сроки от 6 до 18 лет в зависимости от обвинений, которые им вменялись. Никто из них не признал вины в создании или участии в террористическом сообществе. Во время слушаний обвиняемые настаивали на том, что организацию «Сеть» выдумали сотрудники ФСБ.
Несмотря на то, что формально речь идет о двух разных делах — в Пензе и Санкт-Петербурге (их расследовали местные управления ФСБ), — судебные процессы тесно связаны между собой: следствие использует одни и те же вещественные доказательства, например, изъятые у фигурантов жесткие диски и файлы, а сами обвиняемые выступают свидетелями на слушаниях в обоих городах.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: