2 июля, после недельного перерыва, возобновился процесс. На заседании допросили нового свидетеля обвинения Фархата Абдрахманова, который был знаком с подсудимыми: ходил с ними в походы и играл в страйкбол. От большей части своих показаний Абдрахманов, как и некоторые другие свидетели, отказался. Что он сказал и чем его слова отличались от показаний на следствии — в репортаже «7×7».
«Мы просто играли»
Фархат Абдрахманов давал показания суду по видеоконференцсвязи из Нижнего Новгорода, где сейчас проходит службу в Воздушно-космических силах (ВКС). На экране было видно, что он одет в военную форму. Гособвинители и защитники допрашивали Абдрахманова около двух часов, у суда вопросов к свидетелю не возникло.
Абдрахманов сказал, что был знаком с Дмитрием Пчелинцевым, Ильей Шакурским, Андреем Черновым и Арманом Сагынбаевым ― они вместе играли в страйкбол и ходили в походы на природу. Про Василия Куксова он только «читал в интернете», когда стало известно о деле «Сети»*. Политические темы на играх и в походах, по словам свидетеля, если и обсуждались, то «вскользь».
― Мы просто играли [в страйкбол] в пределах той местности, которая обозначалась [для игры]. У нас были теплые дружеские отношения, мне было приятно проводить с ними время на природе, ― пояснил Абдрахманов гособвинителю.
Он добавил, что участники игры носили берцы и полевую форму, надевали маски и очки. Огнестрельное оружие не использовали ― только травматическое и гражданское. Во время игр Пчелинцев, по его словам, делал пару выстрелов по мишеням.
«Не помню, чтобы давал такие показания»
На допросе у следователя 20 октября 2017 года Фархат Абдрахманов якобы сказал, что участвовал в походах, которые с конца 2014 года организовывали Пчелинцев и Шакурский.
«Примерно в середине 2015 года Пчелинцев стал озвучивать тему касательно того, что необходимо обучаться игре в страйкбол для того, чтобы уметь обращаться с оружием. <…> Пчелинцев говорил, что существующее в России государственное устройство, по его мнению, неверно и его необходимо изменить вооруженным путем в удобное для этого время, воспользовавшись массовыми беспорядками. <…> С этой целью нами приобреталось оружие и защитная амуниция для игры в страйкбол», ― сказано в протоколе допроса Абдрахманова на следствии.
В протоколе подробно описан один из походов ― в январе 2017 года ― на территории заброшенного лагеря «Карасик» в селе Колос Пензенской области. В нем, как следует из текста допроса, принимали участие две группы ― под руководством Пчелинцева и Шакурского. В процессе игры участники разделились на пять групп для выполнения различных задач «по ориентированию, изучению тактических приемов, медицинской подготовке». После того как гособвинители зачитали текст протокола в зале суда, Фархат Абдрахманов заявил, что не давал такие показания и не согласен с большей частью того, что там написано.
― Я не помню, чтобы давал такие показания, ― уточнил свидетель. ― Слова про свержение власти, цели страйкбола и детонатор точно не соответствуют действительности.
Он добавил, что настаивает на тех показаниях, которые дал суду, и рассказал о том, как его допрашивали в ходе предварительного следствия.
«Следователь вопросов не задавал»
По словам Абдрахманова, когда сотрудники ФСБ пришли к нему с обыском 19 октября 2017 года, он был на работе. Родителям сотрудники спецслужбы заявили, что их сыну «нужно подойти в здание ФСБ». На следующий день Абдрахманов, с его слов, добровольно пришел давать показания.
― Сначала я около четырех-пяти часов общался с оперативниками. Они записывали показания с моих слов. Потом следователь просто переписал эти показания. Вопросов он не задавал, — заявил он.
Со слов свидетеля, ему не разъясняли, что он может давать показания в присутствии адвоката и что может не согласиться с протоколом своего допроса. По словам Абдрахманова, протокол допроса следователь набирал на компьютере.
― Но я впечатлительный и был тогда в состоянии шока, ― добавил свидетель.
Он также вспомнил, что во время допроса к нему привели на опознание Илью Шакурского, у которого под левым глазом был синяк. После этого свидетеля отпустили.
This post is also available in: Deutsch (Немецкий)
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: